Кейсы: архитектура
Подготовка дизайн-проектов и сопровождение в процессе косметического или капитального ремонта, а также реновации, включая разработку РД (рабочей документации). Разработка РД (рабочей документации) включает в себя подбор отделочных материалов (напольные покрытия, отделка стен, потолочные решения), осветительных приборов, а также необходимых Спецификаций: мебель, оборудование, выставочные и творческие поверхности и т.п.
Создание проектов функционального зонирования (архитектура + дизайн) внутренних пространств общественных зданий: образовательных организаций, медицинских учреждений и пр.

В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.

  • мы “расширили” пространство с помощью стеклянных матовых дверей и витражей в стенах между классами и коридором,
  • учебные классы — светлые, с цветовым кодированием по полу и выкраске задней стены,
  • максимально эргономичный подбор мебели (чем больше шкафов и шкафчиков, тем больше в них будет хлама) — оставили ровно столько, сколько необходимо. Основное решение, которое помогает учителю хранить необходимые для проведения занятий вещи (книги, краски, наглядные пособия и т.п.) — система модульной доски “Кухня учителя” от компании “Belsi”,
  • выкрас коридоров — светлый с яркими акцентами, которые и уместны в детском пространстве, и убирают эффект “тоннеля”,
  • в учебных помещениях, коридорах — предусмотрены различные активности для детей — и места “посидеть в спокойной обстановке”, и поиграть в настольные или активные двигательные игры, покачаться на качели, порисовать и т.д.

На наш взгляд — основную красоту в “оформлении” стен школы делают не какие-то дизайнерский разработки (рисунки, фразы и т.п.), а детские работы! Поэтому на стенах предусмотрены различные выставочные поверхности: и выставочные решетки, и поверхности из искусственного фетра (который, кстати, является еще и акустическим материалом), и места для рисования мелками — выкраска части стен грифельной краской.
Подбор современных отделочных материалов, эргономичной и функциональной мебели, функциональное зонирование (проработка сценариев различных видов деятельности в различных помещениях), световые решения (виды потолочных конструкций и светильников) и наше бережное отношение к каждому проекту — все это в совокупности дает отличный (желаемый Заказчиком) результат!

Особенное удовлетворение от работы приносит понимание того, с каким восторгом учащиеся начальных классов придут в свою “новую” школу после капитального ремонта. Из старых зданий коридорного типа сделать современные — сложно, но можно:
Комплексный дизайн-проект реновации здания начальной школы

В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.

  • мобильные штабелируемые столы (подходят как для индивидуальной работы, так и удобно компонуются в различные группы),
  • сцена - подиум (сверху на стене - маркерная пленка: и для записей (мозговой штурм), и использование вместо экрана для проектора,
  • зонирующие передвижные шумопоглощающие перегородки.
При проектировании помещения основной упор делали на многофункциональность — возможность использования помещения для разных активностей: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа, групповая презентация и обсуждение (проектов, к примеру), репетиции и т.п.:

Библиотека, старшая школа
(10 - 11 классы)

В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.

  • вместо обычной лавки — некий арт-объект “Мишка”, который, как и лавка, выполнен в параметрическом стиле,
  • стена за медведем — с разноцветной подсветкой, символизируя Северное сияние,
  • центр входной группы стилизован “под дерево” — символ роста, знаний,
  • вместо обычный информационных стендов — специальные фетровый поверхности “в цветах и форме” Северного сияния.

Проект реализован в городе, где зима — основное время года (ЯНАО). При проектировании входной группы мы предложили организовать функциональную зону с учетом особенностей региона:
Входная группа, школа
(5 - 11 классы)
В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.
  • ступенчатый Атриум: собрать отряд ребят — рассказать им о какой-то задаче; показать им на большом экране видео; просто группами ребятам обсудить свои дела,
  • с одной стороны — предусмотрели витражи в пол (чтобы не закрывать изумительный вид на внешний двор), при этом — не забыли о шторах (когда необходимо закрыться от прямого попадания солнечного света во время просмотра видео и т.д.),
  • индивидуальные рабочие места вдоль коридоров.

Дизайн-концепт Круглогодичного Детского центра отдыха (часть — входная группа). При проектировании учитывались современные требования к пространству с учетом его предполагаемого многофункционального использования:
Входная группа,
круглогодичный детский
центр отдыха
При разработке дизайн-концепта одном из наших предложений — спальные места-капсулы. За счет размещения вдоль стены — у нас освободилось пространство в середине помещения (не надо прыгать через кровати), шторки позволяют сохранить некую приватность, а капсула первого этажа посередке — общее пространство (мягкая зона).

Снизу — выкатные места хранения вещей. Расположение рабочих столов вдоль стен позволяет не загромождать пространство, при этом — у каждого студента свое рабочее место.
Основная беда студенческих общежитий — как разместить в одном пространстве необходимое количество человек, избежав при этом “казенности” помещения.
Комната общежития


В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.
В данном случае нами был полностью переработан (ну как переработан — фактически создан с нуля) комплексный дизайн-проект двухэтажного здания школы под реновацию, включая разработку дизайн-концепции фасада.

Несколько раз такое бывало в нашей работе — Заказчик просит переработать дизайн-проект, разработанный иной компанией. Реальный случай, когда мы спросили, — Кто разрабатывал проект? Получили ответ: “Дизайнер. Она сделала дизайн-проект квартиры — мне очень понравилось! И я попросила ее сделать проект школы”. Даже если дизайнер сделал 50 проектов квартир, 100 проектов загородных домов или вилл, и 200 проектов кухонь — это не значит, что он сделает “правильный” дизайн-проект школы — тут своя специфика.

Мы специализируемся на проектах именно для школ: следим за тенденциями (повышаем насмотренность — посещаем новые открывающиеся школы), изучаем исследования и иную литературу (лет 7 назад в РФ начали активно исследовать тему образовательных пространств институционально — есть специализированные центры в НИУ ВШЭ, МГПУ), посещаем специализированные семинары и выставки (горды тем, что некоторые наши сотрудники прошли обучение по программе повышения квалификации "Экспертное оценивание образовательной среды с использованием шкал SACERS"), и, конечно, опыт! Честно скажем, мы “набили столько шишек”, проходя с Заказчиками пусть от разработки дизайн-проекта до его воплощения…
Полная переработка стороннего дизайн-проекта реновации здания школы

В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.

  • в рекреациях коридорного типа выделили стеклянными перегородками небольшие помещения на 4-6 человек — переговорные комнаты,
  • в столовой передвижными перегородками зонировали часть пространства (когда столовая не работает, перегородками она “закрывается”, а та часть, которая перед входом, открыта для посещения),
  • самое простое помещение для формирования многофункционального пространства — библиотека. Используя легкие штабелируемые столики и стулья, передвижные зонирующие акустические перегородки, сцену- подиум — можно сформировать пространство под любые задачи — и для одновременной работы нескольких малых групп, и для всеобщего обсуждения каких-либо проектов большой компанией.

Общий дизайн (цветовые решения) — максимально простой, “взрослый” (стены в основном белые, светло-серые… яркие цветовые решения только в определенных пространствах — переговорные, рекреации, коворкинг, некоторые специализированные помещения); при этом, чтобы не было монотонности и “больничности” восприятия, цвет активно используется в мебельных решениях (и цвет, и, конечно же, текстура — под дерево).
Также для этого Заказчика нами был разработан архитектурно-ландшафтный проект пришкольного участка.

Мы понимаем, что если здание школы предназначено только для старшеклассников (10-11 классы), то при его проектировании важно учитывать многие особенности — и возрастные (подростки!), и образовательного процесса (в данном случае это и наличие нескольких специализаций, и индивидуальные траектории с сопровождением тьютора) и т.п. Одна из задач, которую мы решали, — это предоставить учащимся возможность комфортного нахождения в помещениях во внеурочное время: для самостоятельной деятельности, общения с тьютором, работы в малых и больших группах над различными проектами. Решение:
Комплексный дизайн-проект реновации здания старшей школы

Многофункциональное пространство, при проектировании предусмотрели практически все существующие возможности школьных активностей:
  • презентация проектов, репетиции: сцена, легкие штабелируемые стулья, мягкие многоярусные пуфы. За сценой — маркерная пленка: рисовать/ писать, использовать вместо экрана для проектора,
  • работа в любых группах (разработка проектов, подготовка ДЗ и т.д.): легкие передвижные штабелируемые столики, которые можно комбинировать в разные конфигурации,
  • рабочие места вдоль стен для индивидуальной работы,
  • зонирующие передвижные шумопоглощающие перегородки.

В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.
Коворкинг, старшая школа
(10 - 11 классы)

В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.

Легкие переносные штабелируемые стулья и столики — или принести в рекреацию (коворкинг!) для занятий в группах, или расставить вдоль стен коридора — места для индивидуального времяпрепровождения.
Столбы у рекреации обыграли и сделали из них также места для сидения.

На стенах в большом количестве — фоторамки. Мы считаем размещение “картинок на стенах” не самым лучшим вариантом: они несменяемы (одно и то же каждый день), и при проведении косметического ремонта необходимо будет заново их наносить. Большие же фоторамки предполагают возможность размещения разной информации/ плакатов — по поводу: или выставка работ ребят, или плакаты к какому-либо празднику и т.п. Т.е. каждый период (2 недели, месяц) — за счет новых изображений в фоторамках у нас новое пространство.

В здании школы на втором этаже — большое пространство: и коридор, и рекреация. Для эффективного использования пространства и во избежание эффекта “вокзала” его нужно зонировать. В данном случае использовали цветовое зонирование: разный цвет пола и потолка в коридоре и рекреации. Рекреация многофункциональна — и просто провести время на переменке, и провести какие-либо мероприятия (мини-сцена с маркерной стеной).


Холл-рекреация, школа
(1 - 11 классы)
В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.

В старшей школе планируется частое общение учеников с тьюторами. В школьных зданиях обычно не хватает небольших помещений, где было бы комфортным общение в небольшой группе в несколько человек, поэтому в рекреации зального типа мы часть пространства отделили прозрачной перегородкой. Впрочем, и для групповых работ без тьютора (подготовка ТЗ, обсуждение проекта и т.д.) — это хорошее решение: меньше шума, чем в коридоре, при этом — пространство открытое (прозрачные стекла) и учителя не будут беспокоиться — “что там происходит за закрытыми дверями”.

Дизайн стен — функциональный — это искусственный фетр “3в1”: дизайн (цветовые пятна), функция шумопоглощения, выставочная поверхность (можно размещать листы бумаги проектов и т.п. любого размера).


Рекреация с переговоркой,
старшая школа (10 - 11 классы)
  • мы использовали современные отделочные материалы, чтобы избежать казенности: лофтовый потолок с круглыми светильниками и акустическими панелями, стеновые рейки,
  • различные места для сидения — и стулья, и лавки,
  • столы вдоль окон — для тех, кому важно “индивидуальное пространство” — смотреть во двор.
В рамках Договора выполнено: разработка дизайн-концепта функционального зонирования образовательного пространства; подготовка визуализации; разработка РД (рабочей документации): план пола/ потолка, план расстановки мебели и оборудования, спецификации мебели, оборудования и отделочных материалов, помощь в сборе КП от Производителей и Поставщиков.
Также часть входной группы от основного помещения столовой мы отгородили передвижными перегородками с нанесением на них маркерной пленки. Таким образом вторую половину дня, когда в столовой не происходит приема пищи, часть ее можно использовать как дополнительное небольшое помещение для различных активностей: просто посидеть ребятам над домашним заданием, обсудить проект (на перегородках с маркерной пленкой — писать идеи) или просто посидеть в относительной тишине с книгой в руках и т.д.
Основная проблема при проектировании столовой в “старых” зданиях — малая площадь. Хочется сделать пространство больше похожим на кафе, с различными зонами: на 2/6/8 и т.д. человек, но не всегда это получается, поскольку есть определенные требования к количеству посадочных мест на один прием пищи.

Вторая проблема — малое использование такого большого пространства (это же касается и Актового зала). Столовая используется только для приема пищи, все остальное время чаще всего простаивает.

При проектировании столовой этой школы:
Столовая, старшая школа
(10 - 11 классы)

  • стеклянная дверь или дверь со стеклом позволяет уменьшить количество каких-то эксцессов в туалетах (мы все понимаем, что туалет в школе — это место притяжения для хулиганов). Речь, конечно же, о первой двери (в рукомоечную) и возможность использования стекла зависит от архитектуры второй части туалета (где располагаются кабинки, есть ли напротив двери писсуары и т.д.).
  • но даже если дверь стеклянная с непрозрачным (матовым) стеклом — психологически это все-равно положительно влияет на уменьшение каких-либо нежелательных ситуаций. Но, как сказала одна директор: “У меня уборщица замучается каждую перемену пятна от рук на них вытирать!” И мы ее прекрасно понимаем)))

Мы против устоявшейся практики цветового кодирования: синий кафель для мальчиков, розовый — для девочек.
Мы против использования декоративного кафеля с какими-то рисунками: дельфинчики, цветочки и т.п. в начальной школе.

Мы в принципе не считаем, что санузел начальной школы должен чем-то отличаться от санузла основной школы (кроме требований по размеру/ высоте оборудования, конечно же).


В нашем понимании санузел — это просто санузел. Там должно быть чисто, удобно, безопасно. По стилистике “оформления” — это должно быть нечто приближенное к санузлам в бизнес-центрах: обезличено, но достойно.
Единственный момент, который мы всегда обсуждаем с директорами школ — это вариации дверных проемов — со стеклом или без него. В любом варианте есть свои плюсы и минусы:
Санузлы, школа
(10 - 11 классы)
Контакты
   8 (499) 391 22 02
+7 (926) 186 22 02
EdDesignCentre@yandex.ru

111033, г. Москва, ул. Золоторожский Вал,

д. 11, стр. 21, оф. 664, БЦ "Максима Плаза"

Made on
Tilda